Люди
Помимо исследователей людей в Гегамских горах можно встретить только по двум причинам: скотоводство и туризм.
Красотой своей местности Аждаак с давних времен привлекал туристов со
всего света. Однако, вероятность встреч разных групп невелика...
Связанно это с отдаленностью от цивилизации, сложностями ориентирования,
усугубляющимися факторами погодных условий, таких как: гром и молния,
град и снег, туман вплоть до видимости 2-3м.
Скотоводством в Гегамских горах занимаются езиды - одно из
национальных меньшинств Армении, которые переселяются в горы на лето, в
связи с тем, что скот питающийся сочной травой на высотах около и за
3000м и пьющих воду из чистейших горных родников, дают экологически
сверхчистое молоко, из которого сами же езиды производят – сыр, масло,
мацун, тан итд. Живут в палатках семьями, даже с грудными детьми.
Езиды (самоназвание эзди) – этноконфессиональная группа, основной
характеристикой идентитета которой является религия – езидизм, или
шарфадин. Езидизм сформировался в период с 11 по 13 вв. в Северном
Ираке, который и по сей день остается главным духовным центромкоторый и
по сей день остается главным духовным центром этой религии.
Здесь в горах Синджара расположены главные святыни езидов – храм Лалеш,
в котором жил и в 1162 году скончался основоположник езидизма Шейх Ади.
Езиды живут также в Сирии, Турции, Грузии, Иране, странах Западной
Европы, а также в России. Отгонное скотоводство их основной род занятий.
Народная культура езидов, богатейший фольклор, социальная структура
езидского общества, а также обычаи и нормы – все обусловлено уникальным
религиозным мировоззрением этого народа. Езидизм долгое время оставался
загадкой для исследователей, путешественников и даже живущих по
соседству народов из-за закрытости общества и эзотеричности
исповедываемой доктрины. Результатом этого неведения стал ошибочно
применяемый к езидам эпитет "Дьяволопоклонники” (Devil-worshippers).
Езиды, как и зороастрийцы, почитают Солнце - как источник жизни и
видимое присутствие Бога в мире, а Огонь - как проявление природы Солнца
на земле, за что их иногда называют "солнцепоклонниками" или
"огнепоклонниками". Езиду, как и зороастрийцу, категорически
запрещается осквернение огня, в том числе и словесное. Ни в коем случае
нельзя тушить огонь водой (происходит осквернение сразу двух стихий).
Езидизм – синкретическое учение. Вера в Единого Бога сочетается в нем
с поклонением Святой Триаде – Малак Тавусу(Ангелу Павлину), Шейху Ади и
Султану Езиду(все они – инкарнации Единого Бога), а также с довольно
обширным народным пантеоном, включающим ряд божеств, святых и
покровителей, имеющих свои параллели и в иранской и в семитской
традициях. Малак Тавус(Тав - Cолнце, У - и, Си - тень, Малак –
Архангел), – главный член Святой Триады – амбивалентная фигура, в
которой черты и атрибуты божест сочетаются с характеристиками падшего
ангела. Именно поэтому в езидизме существует так называемая апология
сатаны – запрет какой либо хулы в его адрес и даже табу на само слово
"сатана, дьявол”. С Тавуси-Малаком связано много историй и легенд,
дошедших до нас в устной форме. В одной из легенд говорится, что Тавуси
Малак отказался подчиняться человеку, за что Господь наказал Тавуси
Малака, изгнав его из рая, и назначил его править адом. Тавуси Малак
томился в одиночестве семь тысяч (7 000) лет, и в течение этих семи
тысяч лет своими слезами затопил ад. Господь простил и возвысил его на
небо.
Езидизм не миссионерская религия. Езидизм нельзя принять – езидом
можно родиться лишь от отца и матери – езидов. Апология сатаны во многом
сближает езидское учение с суфизмом, элементы которого прослеживаются и
в некоторых других аспектах этой уникальной религии. Езидское общество – кастовое и включает три
основных составляющих: шейхи, пиры(духовенство) и мриды(миряне).
Безусловно, иерархия езидского общества гораздо сложнее представлена еще
несколькими прослойками(напр., кочаки, факиры, каввалы, фарраши и
проч.), которые однако, являются актуальными лишь для духовного центра
езидизма, где они имеют функциональную значимость: храмовая служба,
организация общих праздников и т.д. Каждому езиду, независимо от
кастовой принадлежности, предписано иметь духовных наставников из
шейхской и пирской семей и, прежде всего, "брата” или "сестру загробной
жизни”. Духовное наставничество – важнейший элемент езидского общества,
основа сохранения культуры, религии, самосознания. Важная задача
духовного руководства – сохранение трех базовых принципов езидизма,
определяющих принадлежность человека к езидской общине: недопустимость
кастового смешения, недопустимость браков с иноверцами, непреклонное
следование законам езидской веры.
Езиды верят в переселение душ. В их космогонии большую роль играют
солнце и четыре стихии — земля, вода, воздух и огонь, который под
влиянием зороастризма считается самой священной стихией. Езиды говорят
на курманджи - северокурдском наречии, но сами называют свой язык
эздыки, подчеркивая тем самым свою самобытность. Практически все езиды владеют, наряду с родным, и армянским языком.
Многовековое выкристаллизовывание езидского идентитета привело к
тому, что неотделимыми составляющими самосознания езидов стали четкая
сепаратизированность от ислама в религиозном плане и от курдов - в
этническом. Во многом этому способствовали и постоянные гонения, которым
подвергались езиды в Османской империи со стороны турок и курдов,
наряду со многими христианскими народами. Результатом этих гонений стало
переселение езидов в Закавказье в середине XIX в. И позднее – в начале XXв. – в Армению, а отсюда в дальнейшем и
в Грузию. Эти две страны с дружественной христианской средой за
последние двести лет стали родиной для этого небольшого народа.
Езиды Армении неоднократно демонстрировали высокий патриотизм и
внесли свой вклад в борьбу армянского народа за независимость – как в
1918-м, когда над Армянской Республикой нависла угроза турецкой
агрессии, так и в начале 1990-х, в годы военных действий на
армяно-азербайджанской границе.
Учитывая высокий уровень экономической миграции из Армении,
численность езидов значительно сократилась. Среди переселенцев
большинство миряне; представители же духовных каст, на которых возложена
важная миссия сохранения традиций, в меньшей степени подвержены
миграционным процессам.
Несмотря ни на что, мало кто берется оспаривать тот факт, что езиды –
действительно один из древнейших народов мира, сохранивший свою
национальную самобытность: язык, обряды, традиции и праздники.
--------- --------- ---------
В написании данной статьи были использованы материалы из книги "Национальные меньшинства Армении", Г. Асатрян, В. Аракелова.
|