Шейх Ади (Шараф ад-Дин Абу-л-Фадаил Ади бен Мусафир бен Исмаил бен Муса бен Марван бен ал-Хасан бен Марван) — реформатор езидизма. Родился между 1073 и 1078 гг. в г Бейт-Фаре, в области Баальбек, в долине БекааЛиван) и скончался в 1162/63 году в Лалеше (Иракский Курдистан). (
Определяющим фактором, для езидизма,
в приспособлении его к новым историческим условиям оказалась личность
Шейха Ади, воззрения которого сыграли важнейшую роль ль в реформировании
Езидизма, оставив глубокий след в этой религии. Шейх Ади, к которому
неоднозначно относятся иногда даже сами езиды, занимает важное место в
религиозной традиции.
Шихади (Шейх Ади - Шараф ад-Дин Абу л-Фадаил Ади б.Мусафир б. Исмаил
б.Муса б.Марван б. ал-Хасан б.Марван,) явил себя примерно в 1073 году в
селе Байт алфар в области Баальбек (современный Ливан), что в исторической Сирии.
По легенде рассказывается, что еще до рождения Шихади было известно о
том, что Он станет великой личностью. По преданию, его отец Мусафар
однажды отправился в рощу и там услышал голос, который дал ему
наставления. Голос наказывал, чтобы он по возвращении домой, после
определённого времени, разделил ложе со своей женой. После этого она
подарит ему наследника, который прославит его имя.
В юношеском возрасте Шейх Ади отправился в Багдад. Он был знаком с
одним из величайших мусульманских богословов того времени — Газали,
которого на западе называют "Исламским Фомой Аквинским», и с основателем
ордена Кадирийа—Абд ал-Кадиром Гилани. Известно, что Шейх Ади слушал в
Багдаде его проповеди, в которых Ахмад Газали утверждал, что Иблису
(Шай***ну) было велено поклониться созданному Богом человеку—Адаму,
однако он отказался, поскольку это предполагало поклонение "не Господу".
Подобные рассуждения были распространены в суфийской среде того
времени, и видимо воспринимались Шейхом Ади с большим интересом.
Подобные идеи существуют в Езидизме и сейчас. Однако установить точно,
получили ли эти идеи своё дальнейшее развитие в догматике Езидизма из
суфизма или, наоборот, Езидизм, будучи в то время сильной религией,
повлиял на суфизм, сказать сложно.
Покинув Багдад, Он, по преданию, перебрался в горы Хаккиар.
Говоря о происхождении Шеха Ади, некоторые исследователи считают что
сам Шихади по происхождению был арабом, что конечно является не чем
недоказанной версией. Против этой версии можно аппелировать тем, что
араб не мог принять езидизм. Ведь инициации по принятию езидизма, как
таковой, в религии, на практике отсутствовало и отсутствует поныне, и
посторонний иноверец, желающий принять езидизм, никогда не подвергался
инициации. Сторонники арабского происхождения Шейха Ади основываются на
том, что до появления Шеха Ади, касты Шейхов в езидском обществе (эздихане)
не было, на тот момент были 2 касты, каста Пиров и каста Мридов. Есть
несколько версий про то, каким образом образовали касту Шейхов.
Например, одна версия повествует, что каста Шехов образовали наиболее
родственные к роду Шихади, рода Пиров, и эта версия является одной из
самых реальных. Намеков на арабское происхождение Шихади нет и в
религиозных текстах, которых насчитывается несколько сотен.
Шейх Ади скончался в Лалеше
в 1162г., будучи в преклонном возрасте. Шейх Ади был известным
богословом, его перу принадлежат несколько дошедших до нас трактатов и
касыд (один из жанров поэзии Востока). Образ Шейха Ади у езидов не
соответствует представлениям о нем, как об исторической личности и
реформаторе езидизма. Вокруг него возникло множество легенд и
мистических историй, например, о том, что он не умер и никогда не умрёт,
более того, что он существовал и до создания мира. У езидов есть
поверье, что после своей смерти Он вознёсся на небо. Как гласит легенда,
не имея ни отца, ни матери, он был послан Господом научить и наставить
избранный народ, чтобы тот не сбился с пути.
Езиды верят, что реформатор езидизма, Шейх Ади, был инкарнацией Таус Мялака.
|